это я

Путевые заметки и фотографии из путешествия по Шанг-шунг с Ларисой Рожновой






  • Монастырь Менри. Понлоб Ринпоче – главный преподаватель монастыря. Прилетев в Индию ночью, утром мы с Ларисой Рожновой на поезде поехали в Менри. Благополучно добрались до монастыря и на следующий день пошли к Понлоб Ринпоче, который увидев нас, издали, улыбаясь приветственно помахал нам рукой.


  • После того как мы поднесли свои скромные подарки и рассказали, что собираемся поехать в долины Спити и Кинор, которые когда-то входили в древнее государство Шанг-Шунг а по пути хотим останавливаться, делать практику Чод. На что Понлоб Ринпоче, после короткого ритуала гадания сказал – препятствий нет, все хорошо. Затем ушёл в комнату и вернулся с лунгтой, сказав - сделайте ритуал разбрасывания лунгта на высокой горе. Перед отъездом сходите в храм защитником монастыря. После встречи  Понлоб Ринпоче мы поехали договориться насчёт машины. В наших планах было, первую часть пути проехать на машине, затем остановиться в хорошем месте. Где нам понравиться на несколько дней. Остальную часть путешествия пройти, так как будет удобно. Ориентируясь на своё настроение. С машиной вопрос, решился положительно. Не смотря, на сезон дождей нам удалось найти машину по приемлемой цене.



  • На следующий день на машине мы выехали в сторону Сарахана. В котором находиться храм Кали. Этот храм считается одним из важных и во время фестивалей сюда приезжает много паломников со всей Индии. Фотографировать внутри храма запрещено. На фотографии выше серебряные двери на входе в храм. Рядом с храмом можно купить подношения для Кали. Часть комплекса является действующим музеем. Здесь у нас была взможность сделать практику и мы с Ларисой, есл не раздумывая спели песню ваджры. Конечно, предварительно спросив разрешения. В этой местности, много яблочных садов, а воздух просто волшебный. В русских сказках упоминаются наливные яблоки. Это как раз о яблоках, растущих здесь. А тигры у входа в храм, такие весёлые. Видимо скульптор был – очень добрым и весёлым человеком.



  • Затем наш путь лежал в Кальпу. Рядом с Калпой находиться гора Кинор- Кайлаш. Индусы верят, что здесь зимой обитает Шива. Это его зимняя резиденция. Вот так сквозь облака проглядывает пик Кинор –Кайлаш вечером. Старая часть Калпы, пока ещё не вся утрачена. Еще можно увидеть старые строения, но время берёт своё и все больше видна новая застройка. По моему мнению, центр старой застройки – это храм Нагов Наран и Нади. Двери в храм открыты, но внутрь заходить нельзя. Во время фестивалей их выносят на носилках. Во время нашего пребывания, местные жители, делали новые носилки. И мы могли понаблюдать за процессом.



  • Дальше мы направились  в деревню Гу, где находиться нетленное тело монаха Санге Тензина. История довольно известная. Тело Санге Тензина нашли в середине прошлого века, во время дорожных работ. Я уже был здесь раньше. Сейчас сделан новый домик, а рядом строится храм, который уже почти закончен. Для посещения этих территорий нужен пермит (разрешение) поскольку это приграничная зона. Здесь мы конечно не смогли не выполнить практику, в знак нашего уважения и благодарности к Санге Тензину. Я оставил здесь хадак, который дал Понлоб Ринпоче. Когда мы делали практику рядом с нетленным телом военный, который охраняет тело, и местные жители оставили нас одних.




  • После деревню Гу, мы поехали в Нако, куда приехали поздно вечером. Завалились в первый попавшийся гест – хаус, находившийся рядом с автомобильной парковкой. Вечером начался дождь, температура воздуха стала падать - стало холодно. Тут уже начали понимать что мы в горах. Здесь находиться священное озеро и рядом есть буддийский храм, в котором идут реставрационные работы. Рядом с озером есть небольшой домик, в котором находиться камень с отпечатком ноги. Это место связано с Падмасабхавой. Буддисты говорят, что отпечаток принадлежит Падмасабхаве. В домике мы сделали подношение светильников и почитали Чод вместе с песней Ваджра. Было замечательно.




  • Наше паломничество-путешествие продолжалось своим чередом. Минуя Табо  добрались до Казы, решив остановиться в Табо на обратном пути. Из Казы можно поехать в монастыри Ки и Киббер. Везде можно сделать Чод, чем мы не преминули воспользоваться.






  • Каза, была наша крайняя точка нашего маршрута. Настало время повернуть в обратную сторону. Добравшись до Табо, устроились в гест-хаусе недалеко от монастыря, буквально в одной минуте ходьбы. О монастыре Табо, написано много. Буду краток. Монастырь принадлежит Гелуг, самому молодому направлению тибетского буддизма. Основан в 996 году. Храмовая роспись и статуи предположительно относят к 15 веку. Здесь Далай Лама 3 раза давал посвящение Калачакры. Говорят, так же, в одном из своих интервью Далай Лама говорил, что в этом месте он хотел бы закончить свой жизненный путь. Так что место просто святое-особенное. Рядом с монастырём есть абрикосовые сады, купить абрикосы можно за небольшую плату. В Табо мы пробыли около 5 дней. Местные жители по совместительству являются смотрителями монастырского комплекса. Следят за порядком и вообще чтобы никто не фотографировал внутри. Монастырь включён в наследие ЮНЕСКО. Над Табо есть комплекс пещер, где мы с Ларисой делали практику Чод. Как только местные нас заметили за этим делом. Молва о нас распостранилась быстро. К нам стали относиться как к своим. Некоторые смотрители, даже к себе в храмы приглашали, за которыми они следят, чтобы мы практику делали. Честное слово. Когда  делали практику Чод в верхних пещерах,  оба раза при завершении практики в одном и том же месте появлялась радуга. Я даже снял её на фотоаппарат. Такое красивое совпадение

  • .





  • Когда, пришла пора возвращаться из долины Спити желания у меня особого не было конечно. Подумали, подумали куда податься. И, решили, а не поехать ли нам на озеро Ревалсар. Хотя изначально эта поездка в планы не входила. Сказано, сделано. Это получилось еще одно маленькое путешествие. К слову, у нас получилось доехать из Табо до озеро Ревалсар за 1 день! В пять часов утра на автобусе выехали из Табо, а в 23 часа 30 минут , мы уже были на Ревалсаре. Это просто фантастика. Кто бывал в этих краях – поймёт. Вот и подошло к концу моё повествование.

  • Всем удачи, хороших путешествий и всех Благ!!!







это я

История паломничества. Отчет о поездке в Индию и Непал - 2016 год.

История паломничества. Отчёт о поездке в Индию и Непал – 2016 год.

На фото обезьяна. 2016 год Обезьяны все - таки.
В начале 2016 года, в феврале я планировал поехать в Индию, в монастырь Менри.
Была даже уже сделана 3-х месячная виза, срок действия которой заканчивался в марте.
Но обстоятельства сложились таким образом, что моя поездка не состоялась, хотя я очень хотел поехать. Однако, через какое-то время ситуация снова изменилась и появилось свободное время, около полутора месяца. Я оформил новую визу. На этот раз на полгода, двукратную, чтобы иметь запас времени в случае непредвиденных обстоятельств.
Так как я знал, что Ринпоче монастыря Менри находится на лечении в Америке, и в ближайшее время Его в монастыре не будет, то я решил посетить места в Индии, которые мне нравятся и в которых давно бывал. План поездки был интересным. Вначале планировал полететь в Ладакх на неделю, затем посетить Варанаси и поехать на Кумбха Мелу, которая в этом году в должна была пройти в Уджайяне, а уже потом поехать в Менри и в оставшееся время пожить там. Рейсом Аэрофлота 4 апреля 2016 я вылетел в Дели. Прилетел в Дели ночью, на автобусе добрался до Майн базара, где остановился в гесте, отдохнуть после перелёта. Утром принял душ, поменял доллары на рупии и расплатился за комнату. Позавтракал в кафешке тут же на Майн базаре и на метро поехал в тибетскую колонию Мажну Катила, как то мне там привычней и роднее. Ощущения от Индии, от её запахов трудно передаваемы и для меня ни с чем, ни сравнимы. Если попытаться выразить их одним словом - свобода.
От станции метро на рикше добрался до Мажну Катила. Решил зайти в ресторан «Кофе хаус», там прохладно, есть кондиционер. Тут то и произошла неожиданная встреча с Александрой Кишко из Киева, с которой мы были знакомы виртуально в фейсбуке. Вживую до этого мы с Александрой не встречались. Она меня заметила первой и узнала, я конечно её тоже узнал. После радостных приветствий Александра спрашивает меня – ты в Менри едешь? Отвечаю - нет в Ладакх собрался. Она была не одна вместе с учениками Нима Дакпа Ринпоче из Украины и Белоруссии. После того, как познакомился с остальными членами группы, Александра объяснила цель их поездки. Рассказала о том, что в монастыре Менри и Трицен Норбуце запланированы церемонии, в которых примут участие Менри Тринзин Лунгток Тенпей Нима Ринпоче и Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче. Александра сказала - ты должен ехать с нами, ты и приехал для этого, просто не знаешь об этом. Я особо не раздумывал. Ответил – хорошо, узнаю можно ли сдать билеты в Лех и купить билеты в Катманду, и если да, поеду с вами. Сходил в турагентство к знакомому тибетцу Тцерингу, узнал можно ли так сделать. Оказалось, да- это возможно. Билеты в Лех были сданы и куплены билеты в Катманду. Так неожиданно продолжилось моё путешествие.
На следующий день утром, на автобусе выехали в монастырь Менри. Учеников Нима Дакпа Ринпоче в группе было больше 30 человек в основном из Польши, были так же ученики из Украины, Беларуссии и Америки.

Групповое фото перед отъездом в монастырь Менри

В монастырь Менри, так же приехали практикующие из Южной и Северной Америки. Так как Ринпоче монастыря Менри находился в Америке, в Его отсутствие руководство осуществлял Понлоб Ринпоче монастыря Менри. Он же проводил ритуал долгой жизни для Ринпоче монастыря Менри с передачей ванга. Так же Понлоб Ринпоче в Медицинском храме монастыря дал Учение и наставления по Дзогчен. На котором могли присутствовать все желающие, это учение Понлоб Ринпоче дал по просьбе общины практикующих из Америки учеников Геше Чапур Ринпоче.



На фото сверху вниз Понлоб Ринпоче во время ритуала долгой жизни, во время учения по Дзогчен и групповая фотография с участниками учения.
Мероприятия проходили три дня, были проведены различные ритуалы, такие как: изготовление Ца-Ца, печать и развешивание лунгта, установление шеста рядом с Йога ступой, в которых принимали участие местные жители и все желающие. Основная цель – проведение ритуала долгой жизни и подношения мандалы и даров для Менри Тринзин Лунгток Тенпей Нима Ринпоче и Йонгзин и Тензин Намдак Ринпоче. Подготовка мероприятий была долгой в ней принимали участие тибетцы живущие в Тибете и в других странах.
Интересное явление – полное солнечное гало могли наблюдать присутствующие в монастыре в один из дней. По словам Нимы Дакпа Ринпоче, тибетцами это явление воспринимается как непосредственное присутствие Ринпоче монастыря Менри.
Не смотря на занятость Учителя Он нашёл время и мне удалось встретиться с Геше Тогме Шерабом, который многому научил. Могу повторить слова Ринпоче монастыря Менри, когда Он впервые направил меня к Геше Тогме Шерабом – Иди к геше Тогме Шерабу. И добавил - Он очень хороший Учитель. Он спросил какие у меня планы, сколько времени я буду в монстыре. Я ответил, что собираюсь в Непал. Хорошо, сказал Он, поезжай, как вернёшься, приходи.

На фото Геше Тогме Шераб во время ритуала Санг-подношение чистого благовонного дыма.

По завершению мероприятий в Менри, часть мирян, некоторые монахи, Геше и Понлоб Ринпоче из монастыря Менри поехали в Непал, в монастырь Трицен Норбуце. Для участия в мероприятиях в Трицен Норбуце монастыре для Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче. Ученики Нима Дакпа Ринпоче и Геше Чапур Ринпоче продолжили своё путешествие направившись по своим маршрутам в столицу Непала Катманду, где находится монастырь Трицен Норбуце. Как писал выше, я присоединился к группе учеников Нима Дакпа Ринпоче, и это путешествие – паломничество провел с ними. Чему очень рад! Все путешествие-паломничество проходило под руководством Нима Дакпа Ринпоче. В Непале времени на посещение святых мест было не так много, тем не менее состоялась поездка в Парпинг и Патан, места связанные с буддизмом и Боном. Посетили пещеру с самопроявленой Тарой, пещеру где по буддийской версии падмасабхава оставил у входа свой отпечаток, по бонской версии отпечаток принадлежит бонскому мастеру. Так же мы побывали в пещере Асуров, храме 1000 Будд и ступе Сваямбунатх, где был совершён выкуп и отпускание на свободу птиц. Посещение святых мест с Ламой - это очень важный и интересный опыт.




На фото группа учеников с Нима Дакпа ринпоче. Выкуп и отпускание на свободу птиц. Ступа Сваямбунатх.
Вернемся в монастырь Трицен Норбуце, мероприятия в котором проходили три дня. Для Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче было совершено подношение мандалы и драгоценных подарков. Чести подношения подарков были удостоены видные представители тибетской общины и представители общин из других стран, внесшие определённый вклад в дело процветания Бон.
Кстати, по поводу подарков. Интересное объяснение дал Нима Дакпа Ринпоче. Он сказал, что люди делают подношения из драгоценных металлов, например мандалы, потому как считается, что тем самым отдают самое дорогое и так как драгоценные металлы не подвержены разрушению, до тех пор пока они существуют, происходит накопление заслуг на благо всех существ. Я раньше об этом не знал. Пусть это не Его дословные слова, но по сути, думаю, смысл передан верно.

На фото Мандала.
В эти три дня так же были в монастыре Трицен Норбуце проведены различные церемонии. Одна из главных – это ритуал долгой жизни, который проводил Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче с передачей ванга. Так же Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче дал разъяснение по 21 словогой мантре - матери всего сущего - Шераб Джамма и практику подношения светильников. Кхенпо Ринпоче - нынешный настоятель монастыря Трицен Норбуце - дал разьяснения по тексту Дзогчен.
В первый день для учеников Нима Дакпа Ринпоче была организована аудиенция с Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче, а в последний, еще одна возможность встретиться с Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче. Часть этой встречи я снял на камеру. Мне кажется, что встречаться с такими Ламами, как Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче – это не только возможность выразить им свою благодарность, но и большое благословление. Это очень важно для практикующих, тем более получать наставления от них.


По окончании мероприятий в Трицен Норбуце, я вернулся в Индию, в Менри. В монастыре находилась группа которая приехала на практику Пхова. Эти поездки организует тренинговый центр Третон. Спасибо, что разрешили присоединиться к группе и выполнить практику еще раз. Раньше я уже выполнял практику Пхова, только делал я её один, поэтому мне было интересно, как это происходит в группе. Во второй половине дня, после сессий Пховы, были лекции Геше Тогме Шераба, в конце которых, желающие могли задать вопросы и получить ответ. Переводил с тибетского Валера Маланин, серьезный практикующий, за что ему огромное спасибо. После завершения тренировок, всем участникам Полноб Ринпоче вставил тростинки в голову, в этом ему помогал Геше Тогме Шераб и все сфотографировлись на память.




Вот такой интересной и насыщенной получилась поездка! Познакомился с новыми людьми, в живую встретился с теми, кого знал виртуально, увиделся со старыми знакомыми, которых знаю уже не один год.
И в заключение. Поскольку Ринпоче монастыря Менри не смог принять участие в церемонии, возможно, она состоится в августе или в ноябре этого года. Точная дата пока не известна. Будем надеяться, что это произойдёт.
Учитывая то, что подобные мероприятия проводятся не часто. Искренне всем желаю побывать на этом мероприятии!
Всех благ, скорейшего просветления!
С уважением, Андрей Кононов.
это я

Йонгзин Тензин Намдак Ринпоче 22 апреля 2016 год. Монастырь Трицен Норбуце.

Перевод речи Йонгдзина Тензина Намдак Ринпоче и текст субтитров -сделала Александра Кишко, за что ей особая благодарность.
Постскриптум: В видеоролике есть субтитры на русском языке, для активации субтитров нужно нажать на значек субтитры.

это я

Монастырь Менри. День Рождения Ринпоче.

Здесь несколько фотографий сделаных в День Рождения Его Святейшества -33 настоятеля монастыря Менри и Держателя традиции Бон Лунгток Темпей Нима Ринпоче.

DSC03667.JPG
на фото Ринпоче во время выполнения Санга - ритуал подношения.
DSC03626.JPG
на фото Ринпоче и сопровождающие.
DSC03639.JPG
на фото костёр над которым подбрасывают лунгту с молитвами, считается хорошим знаком если лунгта поднимается в небо высоко.
(без названия)
на фото выход из храма Еше Вальмо-защитник Учения.
DSC03622.JPG
это я

Монастырь Менри. Лариса Рожнова - художник по тханке-живописи.

В этот раз в Менри я встретил Ларису Рожнову художницу из Санкт Петербурга с которой знаком уже несколько лет. В Менри она дописала тханку Красный Гаруда. Я знаю что она училась у известных Учителей по росписи тибетских тханок. Здесь несколько фотографий творческого процесса и конечный результат, если кого-нибудь заинтересует творчество Ларисы Рожновой вот ссылка на её сайт - norlha.narod.ru


Лариса Рожнова со своей работой - тханка Красный Гаруда.






Освещение тханки Его Святейшеством 33 -м Патриархом Менри Тризином.


Лариса Рожнова за работой.
это я

Монастырь Менри. Утреннее благословение водой.

Небольшая история в картинках. Когда в монастырь приехала группа туристов из России, во главе с Мариной Филипповой, моим давним другом. Они встретились с Его Святейшеством, 33 -м Патриархом Менри Тризином. В ходе встречи была затронута тема святых мест в частности озёр. Его Святейшество так же рассказал, что вода которая используется для благословения собрана из разных источников и озёр считающимися священными и отметил что есть вода даже из озёр Латинской Америки. Я об этом до этого не знал, так что если кто-то собирается в Менри думаю может взять с собой воду из местных святых источников. Пусть Всем будет Благо!


На фото кувшин из которого Его Святейшество благославляет монахов и мирян.


Кто первый?


Традиционно первый монах имеет привилегию подать кувшин Ринпоче.




Ринпоче выходит из резиденции для благославления.


Благославление делается следующим образом, Ринпоче непрерывно читает мантру (молитву) поливает водой голову и наливает немного воды в ладони. Воду можно выпить или омыть там где болит.






Благославление водой символизирует внешнее и внутреннее очищение. Можно сравнить с каплями росы которые освежают цветок.
это я

Монастырь Менри. Диспут.

Недавно я вернулся из Индии, где был около месяца в монастыре Менри. Выложу несколько зарисовок из поездки. что из этого получится - судить Вам. Про диспуты я уже писал добавлю лишь, что это очень хорошая практика для тренировки ума.